Закрыть ... [X]


  • Муниципальное бюджетное образовательное

    учреждение дополнительного образования детей

    «Центр дополнительного образования детей «Исток»

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

    Методическая разработка занятия

    по теме:

    Городецкие узоры.

    Птица с цветочными мотивами

     

     

    Коптева И.В.

    Педагог дополнительного образования

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

    г. Гусь-Хрустальный

    2014 г.


    Тема занятия: «Городецкие узоры. Птица с цветочными мотивами».

    (эскиз для росписи по дереву).

     

    Цель занятия: Знакомство с историей Городца и русским народным художественным промыслом – Городецкой росписью, с ее особенностями и спецификой, овладение на практике графически-живописными приемами Городца, умением изображения Городецких птиц и цветов.

    Задачи занятия:

    1. Обучающие:

    - Познакомить детей с историей возникновения Городецкой росписи;

    - Дать представление о видах композиции Городца, видах Городецких птиц и цветов, о схемах построения композиции;

    - Сформировать представления об основных этапах работы над композицией и над отдельными мотивами;

    - Сформировать представления о графически-живописных приемах Городца, о колористических особенностях росписи;

    - Познакомить детей со смысловыми и символическими значениями традиционных городецких мотивов;

    1. Развивающие:

    - Овладеть навыками выполнения основных элементов и мотивов Городца («Птицы и цветы»):

    - Формировать умение выполнять кистевую Городецкую роспись с опорой на народную традицию;

    1. Воспитывающие:

    - Воспитать интерес к традиционным народным художественным промыслам, в частности к Городецкой росписи;

    - Воспитать бережное отношение к традиционным народным художественным промыслам, как к сокровищнице духовного, нравственного и эстетического опыта народа;

    Тип занятия: изучение и первичное закрепление новых знаний на практике.

    Вид занятия: рисование по образцу.

    Методы обучения: объяснительно-иллюстративный, практический.

    Форма обучения: фронтальная.

     

    Городецкая роспись

    Городецкая роспись – русский народный промысел, который берет свое начало с середины 19 века. Появился в Поволжье, на берегу небольшой речки Узолы.

    Городец – старинный русский город Нижегородской области на левом берегу Волги. Известно, что с 12 века в глухих тогда лесах поселились староверы. Вокруг стояли леса, дававшие дешевый материал резчикам и плотникам. К тому же на заволжских землях хорошо родился лен.

    Женщины много пряли и ткали, потому в больших количествах производились прялки. Крестьяне нескольких деревень (Курцево, Косково, Савино, Репино) делали прялки и отвозили продавать на Нижегородскую ярмарку.

    Прялка состояла из донца, головки-подставки и прядильного гребня, на который надевали кудель (перевязанный кусок льна или комок шерсти). Во время работы мастерица садилась на донце и скручивала нить на веретено. А, когда заканчивала работу – донце вешали на стену, как декоративное панно. Прялку по обычаю дарил жених невесте. Она была символом хорошей семейной жизни. По красоте прялки могли судить о достатке в семье.

    До появления росписи прялки украшались резьбой. Затем стали использовать роспись. А, позднее – роспись полностью вытеснила резьбу. Сюжетами городецкой росписи были всадники на конях, барышни в пышных платьях, застолья, чаепития и другие сцены их жизни горожан. Но, от того, что все это изображалось  крестьянскими художниками, создавался чрезвычайно своеобразный стиль росписи, в котором помпезность и вычурность городских элементов наивно перемешаны с искренностью, свойственными простому народу.

    Было время, городецкая роспись едва не погибла. Но, нашлись добрые и талантливые люди, возродившие ее. Наследие старых мастеров не умерло. Со временем городецкие мастера стали расписывать не только прялки, но и шкатулки, мебель, посуду, деревянные игрушки, наличники, двери, сани. В настоящее время на фабрике в городе Городец продолжается дело старинной поволжской росписи. Современные художницы сохраняют традиции нашей национальной гордости. Никогда ни с чем не спутаешь радостных красок городецкой росписи.

    Вороные кони, с поджатой крючком ногой, диковинные птицы, с хвостами в виде крыла бабочки, окруженные роскошными цветами. Кони и птицы всегда изображаются в профиль, а люди – в анфас. Городецкая роспись – символична. Конь – символ богатства, птица – символ счастья, цветы – символ здоровья и процветания.

     

    Городецкий конь

    Когда-то слово «безлошадный» употреблялось, означая крайнюю бедность крестьянина. Ни землю вспахать, ни сена коровушке привезти, ни на базар поехать. Словом, плохо было в крестьянском хозяйстве без лошади. И, настолько конь был в сельской жизни значителен, что для крестьян он стал символом богатства. Городецкий конь традиционно черного цвета. Традиция пошла от того далекого времени, когда еще городецкие прялки украшались резьбой. Тогда конь вырезался из черного (мореного) дуба, врезался в светлое донце прялки. Работа эта была тяжелая и кропотливая, так как дуб – очень твердое дерево.

    Поэтому, со временем, мастера стали просто закрашивать коня черной краской, тем самым имитируя свою работу под инкрустацию дубом. Это было дешевле и быстрее. С тех пор городецкий конь всегда черный, с белыми оживками. Седло, сбруя, грива – красные. У коня гибкая линия шеи и груди, пышный хвост и очень тонкие ноги.

     

    Сюжетная композиция

    «Дама», «Кавалер» и «Всадник»  (в сценах свидания и гуляний, посиделок и застолий, праздничных выездов и проводов, иллюстраций к различным сказкам и многих других)  - главных героев на первом плане  пишут вначале, а затем – или  элементы интерьера   (колонны, шторы, настенные часы, окна, столы с чашками и самоваром или вазой с цветами), или уличные мотивы (деревянные дома с печными трубами, заборы, растительные мотивы в виде деревьев, церкви, собаки, кошки). Лица людей в городецкой росписи всегда обращены к зрителю. Человека в городецкой росписи изображают – в фас или в три четверти поворота. Фигуру человека начинают писать  с белого пята головы, к которому пририсовывается шея: у барышни более длинная в виде  острого клина или большой капли с изгибом, а у кавалера -  трапециевидная. Прически у кавалеров и барышень часто похожи, наводятся быстрым волнообразным движением кисточки.

     

    Городецкая птица

    Птица является символом семейного счастья. Традиционно это - павлин, фазан, петух, голубь, лебедь, кукушка. Птица в городецкой росписи имеет свой характерный силуэт. У нее гибкая линия шеи и груди, хвост в виде крыла бабочки. Крыло у птицы в виде лепестка, очень тонкие нитевидные клюв и ноги. Главная особенность птицы – ее толстый животик. Он символизирует зарождение новой жизни. Современные художники, изображая птицу, пытаются изменить ее силуэт, сделать ее тоньше, изящнее, тем самым, лишая смысла древний символический образ.

    Традиционная расцветка птицы: туловище – черное, хвост – красный, крыло – зеленое. И, каждый элемент украшается белыми оживками. Иногда птичку изображают с короной на голове в виде небольшого лепестка красного цвета, как хвост или зеленого, как крыло. Тонкие ножки птицы – черного цвета идут от голени. Голень изображается в виде полукругов.

    Птица выполняется в следующей последовательности: вначале изображают контур птицы: крыло, грудь, хвост. Затем идет замалевка отдельных элементов и последний этап – добавление оживки (дуги, штрихи, капельки, точки, витушки) белого цвета.

     

    Городецкие цветы

    Цветы являются непременной составляющей любой городецкой росписи. Изображая птицу, или городецкого коня, художник обязательно пишет цветы. Располагаться они могут по-разному: в правом или левом верхнем углу, во всех углах, или идут гирляндой вокруг птицы или коня. Виды орнамента с цветами: «Букет», «Ромб», «Цветочная полоса», «Гирлянда».

    Цветок (бутон, ромашка, купавка, роза, розан) выполняется в следующей последовательности: в основе каждого цветка лежит круг «подмалевок». Затем идет более подробная прорисовка «тенёвка», далее – «оживка». У розана – середина цветка изображается в центре цветового пятна, как и у ромашки. Бутон, роза и купавка, изображается со смещенным центром. Лепестки розы четко выделяются.

    Листок выполняют, прописывая вначале левую часть листка элементом «дуга», а затем, так же поступают с правой частью листка. Просвет между линиями заполняют краской.


    Практическая часть

    Задание: Создать эскиз композиции цветочной росписи с включением мотива «птица»

    - формат: прямоугольник;

    - один из предложенных мотивов городецкой птицы (фазан, петух, павлин);

    - цветочные мотивы (бутон, ромашка, купавка, роза, розан).

    Нам понадобятся:

    - кисти беличьи или колонковые № 1 для контурной работы

    - кисти беличьи или колонковые № 2 для подмалевки

    - гуашь художественная

    - баночка с водой

    - плотный лист бумаги или досочка, предварительно обработанная наждачной бумагой

    - карандаш, ластик, линейка

    - шаблоны, вырезанные из картона, круги разного диаметра (большой, средний, малый)

     

    Последовательность выполнения задания.

    Создать композицию в карандаше.

    - Используя предложенные трафареты основных мотивов Городецкой  росписи и средства художественной выразительности;

    - В нижней части листа изображаем силуэт птицы;

    - Начинаем рисовать линию живота. По сути это – просто волнистая линия. (Верхний изгиб поменьше - это будет клюв и шея. Нижний изгиб большой – это животик).

    - Теперь рисуем крылышко. Располагается оно в области живота. По форме напоминает большую каплю, лежащую на боку.

    - Затем дорисуем головку и спинку. Снова волнистая линия. Бугорок в районе головы, а дальше вниз прямо почти до крыла.

    - Затем рисуем хвост в форме крыла бабочки.

    - Под животом рисуем два полукруга - голени. От них рисуем тонкие нитевидные ножки.

                Далее выполняем цветочную гирлянду в форме дуги. Размещаем шаблоны для выполнения цветов.

    - Основной цветок – роза выполняется в центре. Это самый крупный цветок композиции.

    - Слева и справа от розы размещаем розаны (шаблоны поменьше), купавки (шаблоны еще меньше) и бутоны (самые маленькие шаблоны).

    - Пространство между цветами заполняем листиками. Листики выполняем в форме лодочек (дуга-дуга) или в форме дуга-волна.

    Теперь приступаем к росписи. Несколько советов:

    - Чаще меняйте воду в банке, при каждой смене цвета.

    - Не оставляйте кисточку в банке с водой, ворс заламывается, черенок отклеивается.

    - Не используйте хорошую (рабочую) кисть для смешивания красок

    - Не бойтесь поворачивать рабочую поверхность (лист бумаги, досочку) так, чтобы было всегда удобно.

    - Выполним последовательно - «подмалевок», «теневку» и «оживку»;

    Подмалевок по сути дела напоминает раскраску. Цвета можно выбрать самим: синий, красный, малиновый, бордовый. Иногда используются разбеленные цвета, (добавляем белую гуашь).

    - Теневка: закрашиваем сердцевинки (кружочки вверху цветка) и оттеняем дужки на цветках, а так же хвост у птицы.

    - Оживка: Белым цветом ставим точки на цветах и капельки на листьях.

    Под сердцевинкой изображаем белые подковки.

    На розе изображаем крупные белые капли и обводим лепестки.

    На розане обозначаем белой точкой середину и вокруг нее наносим белые точки.

    На купавке обозначаем белой точкой сердцевину, под ней – подковку и ниже – белые тонкие лучики.

    На бутоне обозначаем сердцевинку. Рисуем две дуги под сердцевинкой и внизу бутона.

    На листиках изображаем белую капельку и завиток.

    На птице белой краской рисуем глаз в виде запятой. Двумя тонкими линиями обозначаем шею. На животике изображаем капельки и дуги. На крылья птицы наносим спираль и капельки. На хвосте – крупные белые мазки.

    На каждый листик с одной стороны наносим черный контур, выводя его за пределы листика, как бы вытягивая его.

    Свободные места между цветами или листиками можно заполнить тонкой сеточкой-обвязкой, так же черной краской, самой тонкой кистью.

    - Дополним готовый сюжет «украешками» или сделаем обводку.

    Традиционно обводка выполняется красным цветом.


    Глоссарий

     

    «Веретено» - конусообразная палочка длиной около 30 см, на которую скручивали нить из кудели.

    «Гармония» – это согласованность и упорядоченность всех мотивов в композиции.

    «Декор» (от лат. – украшать) – совокупность украшающих предмет изобразительных элементов.

    «Колорит» – цветовая гармония.

    «Композиция» (от лат. – составление, сочинение) – составление, соединение различных частей в единое целое в соответствии с какой – либо идеей.

    «Конструкция»  – это основа формы, связывающая все мотивы в единое целое.

    «Кудель» - вычесанный и перевязанный пучок льна или комок шерсти, предназначенный для прядения.

    «Мотив» – повторяющийся декоративный элемент орнаментальной композиции.

    «Народные художественные промыслы» -  связаны с бытом и развивают местные культурные традиции.

    «Оживка» («разживка») - завершает работу, выполняется белой и черной краской в виде точек, черточек, штрихов, дуг разной величины. «Оживка» делает орнамент более выразительным и нарядным.

    «Прялка лопастная» - прялка (Севера России, Урала), состоящая из доски – донца, лопасти, куда прикрепляли кудель, наверху лопасти - городков, внизу лопасти – серег и ножки – стоячка.

    «Прялка с гребнем»  - прялка (Средней полосы России), состоящая из доски – донца, головки – подставки (копылок) и прядильного гребня, на который надевали кудель.

    «Орнамент» (от лат. – украшение) – узор, построенный на ритмическом чередовании и организованном расположении мотивов.

    «Основные мотивы Городецкой росписи» - «Цветы с листиками» (купавка, ромашка, розан, роза, бутон), «Птицы» (фазан, петух, павлин, кукушка, голубь, лебедь), «Конь», «Дама», «Кавалер», «Всадник».

    «Основные этапы выполнения росписи» - «Подмалевок», «Теневка», «Оживка».

    «Подмалевок» - нанесение цветового пятна круговым движением кисти, поставленной вертикально.

    «Пропорции» - это размерные соотношения элементов в мотиве и мотивов, а также мотивов между собой.

    «Ритм»  (от греч. – мерное чередование) – чередование мотивов и свободных пространств.

    «Симметрия» - это такой способ гармонии, когда изображение слева подобно изображению справа.

    «Средства художественной выразительности» - гармония, ритм, пропорции, симметрия, колорит,  конструкция, декор, орнамент.

    «Теневка» («оттеневка») - подробная прорисовка орнамента, усложнение формы мотивов более темным цветом, чем подмалевок.

    «Традиция» – преемственность в народном бабочка в городецкой росписи творчестве, передаваемые из поколения в поколение обычаи и  навыки.

    «Украешки» - узоры по краю композиции. Ими обычно дополняют готовый сюжет, делают обводку.

     

    Литература.

     

    1. Азбука народных промыслов: дополнительный материал к урокам изобразительного искусства и технологии. Сост. И.А. Хапилина. Волгоград, 2009.

    2. Величко Н.К. Роспись Техники. Приемы. Изделия. М.,1999.

    3. Горяева Н.А. Методическое пособие к учебнику Декоративно прикладное искусство в жизни человека». М., 2003.

    4. Соколова М.С. Художественная роспись по дереву: Технология народных художественных промыслов. М, 2002.

    5. Ильиченко М., Мишин С. Русские народные промыслы: секреты ремесла. М. Грааль 2002.


    Источник: http://dcistok.ru/metod/metrazr/509-metodicheskaya-razrabotka-zanyatiya-koptevoj-iv.html


    Поделись с друзьями



    Рекомендуем посмотреть ещё:



    Образцы поэтапного выполнения росписи цветов из городецких узоров для Багажник для автомобилей с рейлингами своими руками

    Бабочка в городецкой росписи Бабочка в городецкой росписи Бабочка в городецкой росписи Бабочка в городецкой росписи Бабочка в городецкой росписи Бабочка в городецкой росписи Бабочка в городецкой росписи Бабочка в городецкой росписи

    ШОКИРУЮЩИЕ НОВОСТИ