• Цветовая палитра роз

    Для начала немного информации об окраске роз, для того, чтобы покупая розу вы могли определиться и выбрать сорт нужного цвета.

    Все варианты окраски, которая встречается у роз, можно представить в виде цветовой палитры. Цвета палитры проходят от самых бледных и размытых тонов желтого, золотистого, оранжевого, оранжево-красного, алого, цветов, затем темно-красный, малиновый, и цвет, сочетающий в себе смесь красновато-фиолетового и черного, который мы называем пурпурным. Существует несколько объяснений того, как получаются все варианты окраски роз, и одно из них следующее. Для получения любой окраски розе требуются пигменты трех цветов: черно-пурпурный, алый, и желтый. Смесь любых двух этих пигментов дает окраску от желтой до алой и от алой до пурпурной. Белые цветки просто не имеют пигмента.

    По этой схеме золотистые и оранжевые розы получаются в результате смеси алого и желтого пигментов – у золотистых больше желтого пигмента, а у оранжевых – алого. Красный и малиновый цвета получаются смешением алого и пурпурного. Нежно-желтый – оттенок чистого желтого цвета, сиреневый – более светлый пурпурный. В этой модели красный, малиновый, розовый и лососевый – результат смешения пурпурного и алого пигментов.

    Модель немного абстрактна, но чего объясняет широкий спектр окраски роз несколькими очень простыми моделями. Возьмем, например, красную розу. Основная проблема красных роз в том, что на солнце они постепенно меняют цвет, так сказать «голубеют», то есть цвет становится немного более пурпурным. Это происходит потому, что пигмент, содержащий желтый цвет, выгорел, придавая цветку «голубой» оттенок.

    Данная модель особенно хорошо подходит для объяснения того, почему такие цвета, как оранжевый, золотистый, медный, лососевый, абрикосовый и теплый розовый реже встречаются у роз по сравнению с такими цветами как желтый, малиновый, розовый и белый. Эти цвета более сложные, они получаются в результате смешения двух и более пигментов. Также это объясняет, почему розы с более сложной окраской так вариабельны по окраске. Совсем небольшое изменение количества пигмента может достаточно сильно изменить конечную окраску. Если алый пигмент у лососевой розы начнет выгорать, роза быстро станет сливочно-кремовой. Если желтый выгорит в коралловой или медной розе раньше, чем красный, роза быстро станет розовой. Хороший пример – роза Lilian Austin, которая выгорает с кораллового до розового. Другие розы коралловой, лососевой, медной и теплой розовой окраски будут менять цвет подобным же образом.

    Что интересно, у нежных оттенков золотого и оранжевого, небольшие изменения соотношения пигментов производят гораздо менее значительные изменения окраски. Изменения количества одного из пигментов у ярко золотых или оранжевых роз не очень значительно влияет на окраску, и розы остаются в основном золотыми или оранжевыми. Белые розы не имеют пигмента, а потому не меняют окраску. Нежно-розовые, конфетно-розовые, розовые, вишневые и малиновые розы довольно стабильны по окраске. Самое простое объяснение этому – то, что розы вместо или вместе с алым производят малиновый пигмент. Тогда окраска огромного количества розовых, малиновых и вишневых роз объясняется простыми вариациями одного-единственного пигмента. Малиновый пигмент у большинства роз достаточно стабилен – большинство роз этой окраски могут немного светлеть или темнеть, но оттенок обычно сохраняется прежним.

    Все эти рассуждения о пигментах пригодятся вам в тот момент, когда придет пора выбирать розы. Поищите описание окраски в нескольких источниках. Если все они согласны друг с другом, скорее всего вы получите именно то, что представляли. Но если роза везде описывается по-разному, вероятно окраска сильно зависит от условий выращивания, и в одном саду будет достаточно заметно отличаться от другого. Более того, одна и та же роза, растущая у вас в саду, может значительно менять цвет в зависимости от температуры, влажности и удобрений.

    Есть небольшая группа роз, меняющих окраску с желтой на красную или розовую. Эта способность происходит от китайской розы Mutabilis. Masquerade – ее потомок, очень яркой окраски, демонстрирующий огромное количество вариантов цвета. Используя примерно те же пигменты, Double Delight делает то же самое, но в розе гораздо меньше желтого пигмента и гораздо больше малинового, и вместо всего цветка, изменение окраски происходит только на внешних лепестках. То же происходит с Peace и Broadway. Процесс приобретения лепестками красных или малиновых пигментов с возрастом не так уж редок и необычен у современных роз.

    Подобная модель окраски также объясняет, почему при скрещивании пурпурной и желтой роз, в результате могут получаться терракотовые или коричневатые тона. И на самом деле, в последнее десятилетие начали появляться розы коричневой окраски. Пока устойчивых к болезням сортов среди них мало, но это вопрос времени. Коричневые и терракотовые цвета очень интересны, но их сложно разместить в саду, и возможно, лучше рассматривать их как диковинки коллекционера.

    Правила использования цвета в саду

    Итак, несколько правил и общих цветовых комбинаций, которые помогут вам составить красивые колористические композиции. Они не являются догмой, если вы чувствуете, что можете выйти за их рамки – дерзайте.

    Если вы новичок в колористике, и боитесь экспериментов, используйте следующее правило при планировании посадок. Его следует тщательно соблюдать, а если нарушать – то осмотрительно.

    Сажайте белые, лавандовые, розовые, кремовые и сливочные тона. Избегайте ярко-желтых, золотистых, оранжевых и синих. Делайте акценты малиновыми, пурпурными или алыми цветами.

    Фотография Татьяны Жирковой Фотография Марины Андриановой Фотография Rosebook Фотография Марины Парр

    Когда я в первый раз встретил это правило, оно показалось мне абсурдным. Я буду сажать что хочу, подумал я. Однако, чем последовательнее я соблюдал это правило в посадках, тем лучше были результаты. Если у вас хорошее чувство цвета, вы быстро выйдете за рамки этого правила, и будете сажать оранжевый с розовым, сиреневый с золотым и синий с горчично-желтым, получая великолепный результат. Но я до сих пор считаю, что моя композиция из эхинацеи пурпурной, пурпурного лиатриса и маргариток с розой Double Delight – это как раз столько цвета, сколько мне нужно в одном месте. А куст желтой рудбекии с коричневым глазком у меня выглядит не на месте, куда его ни посади.
    Для цветоводов, более уверенно работающих с цветом, существует ряд типичных цветовых схем, которые можно использовать для планирования цветочных композиций. Следует отметить, что удачные колористические решения отличаются для цветоводов, живущих в умеренном климате, и жителей жарких стран. В Англии цветник в пастельных тонах смотрится великолепно, а яркие насыщенные цвета могут выглядеть излишне кричащими. На юге Италии, напротив, яркие цветники вполне уместны, а вот нежные пастели будут смотреться вылинявшими и бледными. Соответственно и общие правила подбора цветов будут несколько отличаться.

    Схемы для умеренного климата

    Схема №1: Зеленая, бронзовая и серебристая листва. Сад, оформленный в этой цветовой гамме изумительно красив. К сожалению, данная схема не допускает использование роз.

    Схема №2: То же, но допускается белый. Такое цветовое решение придает пространству строгий, аскетичный, формальный вид. Смотрится очень эффектно.

    Схема №3: То же, что и схема 2, но допускаются темные цвета, такие как красный, или, если хорошо его отделить от бронзовых тонов, пурпурный.

    Схема №4: Сад, состоящий из холодных цветов. Это белый сад с розовыми, лавандовыми и фиолетовыми цветами. Схема такого рода идеальна для планирования сада старинных роз. У них встречаются мажентовый, малиновый или холодный розовый цвет. Конфетно-розовый теплый цвет – рискован. Нежно-розовый - то, что нужно. В схему укладываются все цвета дамасских, галльских, роз Альба и портландских роз. Большинство бурбонских роз также отвечают этому требованию, а вот многие ремонтантные гибриды уже не годятся.

    Фотография Наталии Ивановой Фотография Марины П. Фотография Екатерины Степановой Фотография Марины Парр
    Схема №5. Ослепительно-яркие цвета. Это сад, который исключает только самые яркие золотые, желтые, резкие оранжевые и алые тона. Темно-розовые можно сажать с нежно-желтыми, насыщенно-оранжевые уживутся с белыми и малиновыми. Яркие коралловые можно сочетать с нежно-лососевыми или желтыми. То есть, 90% всех роз, которые встречаются в продаже, подойдут для этой схемы. Разумеется, не каждый отдельно взятый цвет хорошо смотрится с другим. Нежно-лавандовый не будет сочетаться с любой окраской, содержащей желтый пигмент – алый, желтый, лососевый, оранжевый или коралловый. Чисто-красные и малиновые тона почти всегда требуют «противовеса» в виде большого пятна бледной окраски. Данная схема с успехом применяется в Rosaraie de l'Hay недалеко от Парижа. Здесь сажают оранжевые и красные клумбы и крупные массивы белых цветов.
    Фотография Эллы Остроуховой Фотография Натальи Н. Фотография Марины Андриановой Фотография Виктора С.
    Схема №6: «Горячая» палитра. И здесь мы используем те самые цвета, которых избегали ранее. Мы сажаем нежно-золотые, ярко-желтые, алые, оранжевые, коралловые. Можно добавить нежно-розовые цветы теплого оттенка или терракотовые тона. В таких посадках ОБЯЗАТЕЛЬНО используется темная листва. Также часто удачным оказывается применение серебристой листвы. Мы можем сделать клумбу из темно-пурпурной скумпии Purple Rain или чего-то в тех же тонах и розы Ferdy. Можно добавить какую-то полынь или мискантус китайский. Затем сажаем розы: по одной-две Midas Touch и Olympiad, и группу оранжевых Stargazer. Акценты расставляют белые восточные лилии Casa Blanca или азиатские LaToya.
    Фотография Юлии Нахимовой Фотография Марины П. Фотография Beth Фотография Ирины Труфановой
    Подобные схемы можно описывать до бесконечности, но есть несколько общих замечаний:

    1) Светлые тона дополняют темные. Они создают хороший микс. Помните, что зеленая листва обычно считается темной. Если вы планируете использовать красные цветы, вам нужна серебристая листва, чтобы оттенить темные цветки.

    2) Чистые тона хорошо смотрятся друг с другом, а также могут использоваться с черным и белым. Выберите любые два цвета из этого перечня – красный, синий, зеленый, желтый.

    3) Чистые «горячие» цвета (красный, оранжевый, золотой, желтый, красно-оранжевый, алый) хорошо смотрятся друг с другом, и с серебристой и бронзовой листвой.

    4) Коллекция оттенков одного чистого цвета хорошо смотрится рядом. (бледно-абрикосовый, абрикосовый, оранжевый, или нежно-розовый, розовый, малиновый, или сливочный, нежно-желтый, желтый, ярко-желтый).

    5) Вторичные цвета (получающиеся из смеси двух основных)- желтый, голубой, фуксиновый, лучше сочетаются с соседними по палитре цветами или с белым: желтый – с красным и зеленым, голубой – с зеленым и синим, фуксиновый и пурпурный – с красным и синим.

    6) Третичные цвета (получающиеся из смеси трех основных) – коричневый, терракотовый, золотой, а также темные оттенки сине-зеленого – имеют гораздо более сложную схему сочетаемости. Одно из правил – они хорошо смотрятся с бледным оттенком вторичного цвета: коричневый и сливочный, густо-голубой и розовый, терракотовый и бледно-абрикосовый, лимонно-желтый и густо-аквамариновый. Ржавые, терракотовые и грязно-мажентовые тона встречаются у роз, но обычно цветки у них сравнительно простых, чистых тонов.

    7) Родственные цвета хорошо сочетаются друг с другом. Цвета, близкие друг другу на цветовой палитре, хорошо смотрятся вместе, особенно если они производят похожий зрительный эффект. Именно поэтому комбинация холодных и теплых тонов иногда срабатывает – теплые тона просто достаточно мягкие, и не отвлекают на себя внимание.
    Схемы для сухого солнечного климата

    Схема №7. Только листва. Декорируйте сад суккулентами, кустарниками, травами, камнями и гравием. Сад получается эффектный, но без цветов.

    Схема №8. Листва и один «теплый» цвет. Теплые тона прекрасно смотрятся в «пустынных» посадках. Темный, ярко-красный цвет лучше выглядит на фоне коричневой травы, а не зеленой. Алый, коралловый, оранжевый и золотой великолепны на темно-зеленом растении среди серых камней, гравия, песка и выгоревшей травы. В схеме, где единственное темно-зеленое растение это роза, идеален будет ярко-желтый или золотистый сорт.

    Схема №9. Оттенки розового на белой стене с акцентами оранжевого, кораллового, красного и пурпурного.

    Несколько наблюдений:

    1) Белые цветы на ярком солнце часто выглядят выгоревшими, если их не поместить на фоне темной листвы. Темно-зеленый цвет будет работать как обрамление.

    2) Розовый цвет красив, но его нужно сажать в больших количествах, и в самых жарких и сухих местах лучше если тон будет яркий и интенсивный. Белая штукатурная стена – лучший фон для крупного пятна розового или пурпурного цвета.

    3) С синими тонами особенно сложно работать, учитывая тот факт, что большинство растений с синими цветками не растут в жарких местах, и то, что синий может выглядеть размытым на фоне насыщенных тонов. Пурпурный, однако, будет хорошо смотреться, если тон достаточно темный, и в нем достаточно много красного. Белый, сиреневый и лиловый будут выглядеть выгоревшими, если не окружить их темно-зеленой густой листвой.

    Применение правил колористики для розария

    С такой большой и красивой палитрой цветов, как у роз, почти невозможно сопротивляться искушению посадить по кусту каждого цвета – каждый сорт соблазнителен по-своему. Но правила предлагают подумать, прежде чем мы кинемся очертя голову покупать растения. Изначально лучше сажать только белые, розовые и малиновые розы – цвета старинных роз. У старинных сортов большую часть года мы видим только окраску листвы и форму куста. Преимущество состоит в том, что их листва великолепно дополняет цветки, как в случае когда роза с алыми цветами имеет бронзовый молодой прирост, или когда у белоцветкового сорта темно-зеленая или серая листва.

    Зная правила, мы понимаем, что если у нас имеются розы бледной или холодной окраски в стиле старинных роз, нам нужно хорошенько продумать как поместить современные розы теплых и насыщенных тонов рядом с ними. Эти цвета могут «спорить» друг с другом. Если мы хотим этого избежать, нам нужно или избегать использования насыщенных цветов с желтым пигментом в цветовой схеме, или отделять эти тепло-окрашенные сорта и выращивать их в другой части сада.

    В любом случае, там, где выращиваются розы, их должно быть достаточно много, чтобы останавливать на себе взгляд. Способов сделать это несколько: можно сажать каждый сорт по три и более кустов вместе; можно окружить розу многолетниками, чтобы выделить ее окружением; или можно посадить ее в большой горшок и вписать в дизайн сада.

    Еще одно дополнительное наблюдение. Если мы сажаем розы, и желаем акцентировать их другими растениями, самым выгодным для роз окружением будут растения с множеством крошечных цветочков. Эта практика часто применяется в цветочных аранжировках, где гипсофилу используют, чтобы акцентировать красоту роз. Результат любопытный – гипсофила делается при этом почти незаметной.

    Разумеется, принятие решения о дизайне очень сильно зависит от того, какое впечатление от сада мы хотим создать. Если планируется спокойный, естественный, расслабляющий сад, мы скорее будем использовать простые цветовые схемы в основном с холодными тонами. Если требуется яркий, праздничный дизайн, то мы выберем схему №6.

    Самый яркий эффект будет достигнут при грамотном нарушении всех указанных правил; самый раздражающий – при бездумном их смешении. Создание цветников - это искусство, а не наука.

    По материалам статьи Rose Color in Garden Design/S.R. Brubaker, 1999, с сайта http://members.aol.com/srbrubaker/roses/roses.htm.


    Источник: http://www.rosebook.ru/articles/rabota-s-cvetom/koloristika-pri-planirovanii-rozarija/



    Рекомендуем посмотреть ещё:


    Закрыть ... [X]

    Сочетание крупноцветковых роз с простыми. : Энциклопедия роз Нарисованная пивной кружки

    Из чего сделать гипсофилу своими руками Из чего сделать гипсофилу своими руками Из чего сделать гипсофилу своими руками Из чего сделать гипсофилу своими руками Из чего сделать гипсофилу своими руками Из чего сделать гипсофилу своими руками Из чего сделать гипсофилу своими руками Из чего сделать гипсофилу своими руками Из чего сделать гипсофилу своими руками

    Похожие новости