• Pages:   |

    1

    | 2 | 3 |

    -- [ Страница 1 ] --

    Мариелла Зейц

    Пишем и рисуем на песке

    ИНТ

    Посвящается Андреа, Франци,

    Лукасу, Николаусу, Реси, Руди и, конечно, Лулу

    Мариелла Зейц

    Пишем и рисуем на песке. Настольная песочница: [адаптированный перевод с англ.] — М.: ИНТ, 2010 — 94 с.: ил.

    Редактор русского издания И.А.Качанова

    © Перевод. Институт новых технологий

    ОГЛАВЛЕНИЕ

    Предисловие к русскому изданию

    Предисловие (Инге Рейнер)

    Введение

    Этот удивительный песок

    Увлекательные упражнения

    Почему именно лоток с песком?

    Советы по организации занятий

    Рисуем фигуры — формируем графомоторные навыки

    «Право» и «лево» ребенка

    Мир символов в детском рисунке (Рудольф Зейц)

    Практические рекомендации по рисованию фигур

    Мандала из песка

    Упражнения для развития чувства симметрии

    Рисование фигур и обучение письму

    О значении форм

    Примеры из физиотерапевтической практики Фридерики Шрайбер-Зедель

    Послесловие (Лулу Шиффлер-Бетц)

    ПРЕДИСЛОВИЕ К РУССКОМУ ИЗДАНИЮ

    Е сли бы меня попросили назвать универсальную всевозрастную игровую среду, то я бы, ни на секунду не сомневаясь, сказала:

    «Песок!».

    Играть с ним некоторые дети начинают уже с полугода, подкидывая его совочком или перемешивая ладошками. Песок привлекает дошколят возможностью делать куличики или домики-пещерки для маленьких игрушек, переплетающиеся трассы для машинок или извилистые канавки для воды… Он не перестаёт манить своими возможностями и уже достаточно «солидных» по возрасту подростков, которые с удовольствием роют в песке туннели и возводят огромные города с домами и замками, крепостными стенами, булыжными мостовыми и подъёмными мостами или выстраивают модели египетских пирамид… В предисловии к оригинальному изданию книги Инге Рейнер с сожалением вспоминает, как ей хотелось поиграть в песочнице с сестрой, но она «была уже слишком большая». А у меня перед глазами картинка, как моя старшая дочь, ничуть не смущаясь десятилетней разницей в возрасте с младшей сестрёнкой, по-детски самозабвенно копалась в песочнице вместе с малышнёй и, кстати, с не менее увлечённым всем этим процессом ровесником-одноклассником. Признаться, я и сама с удовольствием периодически подключалась к их играм.

    Педагогические аспекты использования песка трудно переоценить – это и замечательный сенсорный материал, и непревзойдённая по своим возможностям предметно-игровая среда, и великолепный материал для изобразительной деятельности, экспериментирования, конструирования... В данной книге раскрывается лишь одна из его ипостасей, которая и обозначена в заглавии: «Пишем и рисуем на песке». Здесь песок выступает как особое средство для рисования и воспроизведения различных узоров всевозможными способами.

    Предлагаемая российскому читателю книга «Пишем и рисуем на песке» содержит практические рекомендации по организации разного рода рисования на песке и с помощью песка. В качестве безусловно положительных сторон пособия следует особенно подчеркнуть следующие три.

    Во-первых, крайне ценно то, что автор не опускается до уровня тренинга, всячески поддерживая и активизируя детскую фантазию и инициативу. Даже в главе «Практические рекомендации по рисованию фигур»

    приводимые образцы даются лишь как примеры для менее опытных организаторов этого действа, но не как обязательные для выполнения элементы. Такого рода методические материалы будут крайне полезны и для педагогов, которые впервые сталкиваются с подобным материалом и не всегда знают, с чего начать приобщение детей к этой интересной развивающей деятельности с использованием песка.

    Во-вторых, здесь важно то, что автор не делает акцента на утилитарном обучении письму, хотя именно этому, с точки зрения некоторых родителей и даже педагогов, как раз и нужно старательно учить ребёнка, а вот рисовать… Ну не всем же быть Рафаэлями! Разумеется, что это в корне неверный подход, и автор данного пособия благополучно его избегает. И при этом оказывается гораздо ближе к поставленной цели, чем «обучающие», потому что ребёнок, овладевший навыками рисования с использованием разных материалов, имеющий достаточный опыт этой деятельности, легко, без усилия овладевает письмом просто как ещё одним способом изображения. Это весьма важная способность, не зря ведь одним из признаков готовности ребёнка к школьному обучению является умение скопировать (перерисовать) написанное письменными буквами слово на незнакомом ему языке. В то время как целенаправленная тренировка в выписывании палочек, крючочков и кружочков несравнимо хуже по эффективности готовит руку ребенка к последующему школьному письму. Следует также учитывать и то, что самостоятельное, а значит мотивированное для ребёнка, рисование узоров и мелких деталей великолепно тренирует мелкую моторику руки, а стремление передать в рисунке сюжетное содержание, а также последующее использование изображения как знака являются подготовительной ступенью для формирования письменной речи (Л.С. Выготский, А.Р. Лурия).

    Подчеркнем и третий немаловажный аспект. Рисование на песке и с помощью песка отличается от традиционного не только самими изобразительными средствами. Здесь есть еще и психологическая специВыготский Л.С. Предыстория письменной речи ребенка. // В кн. Выготский Л.С.

    Психология развития ребенка. – М.: Смысл, Эксмо, 2004. – С. 421-452. Лурия А.Р.

    Материалы к генезису письма у ребенка. // В кн.: Хрестоматия по возрастной и педагогической психологии. – М.: Изд-во МГУ, 1980. – С. 88-100.

    фика: сделанный таким образом рисунок нельзя положить в альбом, чтобы потом показать кому-то или повесить на холодильник; он эфемерен, сиюминутен, и именно это обстоятельство не даёт созидательному мотиву измениться, не провоцирует сдвига мотива на цель, т.е. не переносит ценность с процесса на результат. Если в ходе обыкновенного рисования такое вдруг происходит, то ребёнок впоследствии начинает рисовать уже только ради «результата», а если при этом у него что-то не получается, то он теряет интерес к деятельности в целом, у него пропадает желание действовать. Песок в этом смысле свободен и передаёт эти крылья свободы творящему ребёнку: у него закрепляется направленность на процесс, а не на результат, а именно такая направленность и есть залог развития.

    Знакомясь с пособием, российский читатель отметит иной взгляд на некоторые вещи, непривычные толкования, новую терминологию и пр.

    Все это определяется методологией, которой придерживается автор.

    Местами она заметно отличается от той, в рамках которой происходило становление и развитие нашего научного и образовательного пространства. Этого не стоит пугаться, но одновременно за это и не стоит хвататься как за «последнее слово в науке» – многое из того, что автор преподносит по-своему, можно объяснить и иначе. Не затевая методологических дискуссий, напомним лишь, что в большинстве случаев практические методики отчуждаемы от той теории, в рамках которой они были созданы, и могут применяться в других условиях, не теряя своего общеразвивающего эффекта. Поэтому данная методика и оборудование при умелом применении вполне могут стать эффективным развивающим, обучающим, и коррекционным инструментом в условиях любого дошкольного образовательного учреждения, а заодно – принести много радости всем детям от мала до велика.

    –  –  –

    ПРЕДИСЛОВИЕ

    О быкновенный песок – это нечто волшебное… Уверена, что вы с этим согласитесь! Трудно найти человека, которому слово «песок»

    тотчас не навеяло бы живые воспоминания из детства.

    Меня песок всегда очень интересовал. Еще ребенком, а позже и подростком я всегда любила песок и продолжаю любить его и сейчас. А когда родилась моя сестра, которая намного младше меня, то мне опять хотелось поиграть с ней в песочнице, хотя я была уже слишком большая для этого.

    Мне приятно само ощущение песка в руках (по-немецки эти два слова даже рифмуются – Sand и Hand) я люблю пропускать его тонкой струйкой сквозь пальцы, мне нравится рисовать пальцем на песке – при этом я ощущаю себя наверху блаженства. Протяженные песчаные пляжи кажутся бесконечными, начинаешь чувствовать, что находишься где-то вне времени, и все это наводит на мысли о вечности. А наблюдая за медленно убегающей струйкой песка, вдруг понимаешь, что это материальное воплощение уходящего времени, думаешь о его скоротечности и о преходящей сути всего существующего.

    «Потрясающе!» – первое, что хочется сказать, наблюдая за песком… Песок – это всегда что-то неоднозначное, а появляющиеся и исчезающие следы на песке свидетельствуют одновременно о его мягкости и твердости. С ранних лет мне нравились формы, которые получаются из песка, песочные часы, игра лениво текущего песка. Все это приводило меня в восторг, просто завораживало.

    Когда я училась в школе, у нас, конечно же, во дворе была песочница.

    Там мы прокладывали русла рек, воздвигали горы, решали, где должны стоять города, после чего раскрашивали все толчеными цветными мелками, и география буквально оживала у нас на глазах. К сожалению, мы отказались от подобных методик и оттого лишили себя возможности понастоящему понимать мир и сохранять яркие впечатления.

    Я считаю, самое важное заключается в том, что Мариелла Зейц вновь открыла эту тему в своей книге. Используя лоток с песком, вы сможете вместе с детьми осуществлять практически любые свои идеи, а также совершать увлекательные путешествия, постоянно узнавая что-то новое. Эта книга – вовсе не скучное теоретизирование, поскольку занятия с песком позволяют прожить массу захватывающих ситуаций, решить множество проблем, ощутить радость творчества.

    Внимательное наблюдение за детьми позволяет создавать практические игровые методики, основанные на использовании песка, и направлять их на развитие детей. Эти методики необычайно плодотворны и открывают перед нами широкие возможности. Все сложности, которые могут возникать в процессе применения подобных методик, систематизированы и описаны, что позволяет использовать игры с песком и для обучения детей.

    Играя, ребенок испытывает удовольствие, и это побуждает его к новым открытиям и изобретениям. Таким образом, ребенок развивает себя сам, планируя, рисуя, воплощая свои фантазии в следах на песке. Образы, возникающие в сознании, находят свое выражение в реальных и видимых формах. Посмотрите на детей, увлеченно занимающихся чемлибо, – и вам передается то удовольствие, которое они получают от своих открытий, та гордость, которую они испытывают от способности сделать что-то самостоятельно, своими руками. И ведь при этом они не боятся ошибиться или сделать что-то неправильно.

    Методику автора можно использовать и для работы с детьми, имеющими проблемы в развитии. Песок позволяет таким детям почувствовать, что они в состоянии сотворить много смых разных вещей. Возможно общение даже без слов. Дети получают удовольствие от занятия с песком, расслабляются, даже забывают о времени.

    Кстати, не только дети, но и работающие с ними взрослые настолько увлекаются рисованием на песке, что просто не могут оторваться от этого занятия. Поэтому в данной книге они тоже найдут немало интересного для себя.

    Можно сказать, что лоток с песком – это игровая площадка (или игровой полигон) для реализации самых разнообразных замыслов. Компания Dusyma воспользовалась замечательной методикой Мариеллы Зейц и издала прекрасную книгу, содержащую множество идей и предложений по организации работы с детьми в яслях, детских садах, школах и в семье.

    Данная книга может оказаться полезной для проведения занятий по таким темам, как «Развитие детей дошкольного возраста», «Обучение во время игры», «Песок как универсальный материал для развития детей», «Язык рисунков и символов» и др. В книге также представлено много практических советов и конкретных примеров.

    Надеюсь, что эту книгу прочтут многие и что она окажется для них столь же увлекательной, как для меня.

    –  –  –

    ВВЕДЕНИЕ

    И гры с песком относятся к педагогике детей самого раннего возраста, но, к сожалению, мы недооцениваем их значение для развития ребенка. На разработку методик по развитию действий и навыков рисования фигур на песке меня натолкнуло случайное стечение обстоятельств. Как-то мы проводили отпуск на побережье, и я постоянно наблюдала за тем, с каким энтузиазмом и сосредоточенностью дети копались в песке. Они с воодушевлением лепили куличики, строили замки и мосты, прорывали тоннели. И важно то, что при этом дети своими руками воплощали свои же собственные идеи. Конечно, ничего из сделанного домой не захватишь. Но на следующий день, придя на пляж, ребенок может все начать сначала. Ставший ровным за ночь песок манит возможностями для нового творчества.

    Почти всем нравится сухой и теплый мелкий песочек. Мокрый песок очень липучий и податливый, но когда он высыхает, то становится текучим, мягким, изменчивым и скорее напоминает воду, чем твердый грунт. Всем нам знакомо чувство приятной расслабленности, наступающее после сидения на теплом песке. Мы с наслаждением зарываемся в песок руками и ногами. Мягкий мелкий песок, прогретый солнцем, оказывает благотворное воздействие на человека, в особенности на его душевное состояние.

    Наша дочка любила нарисовать что-нибудь пальчиком или палочкой на песке, а затем похлопать по нему обеими ладошками, чтобы выровнять и начать все заново. Поначалу она могла легко охватить взглядом весь свой «холст», но постепенно он все больше и больше расширялся по кругу, и для дальнейшего творчества ей уже приходилось тянуться во весь рост.

    При этом девочка рисовала не только сюжетные картинки. У нее хорошо получались и основные геометрические фигуры: круги, прямоугольники, квадраты, треугольники, спирали, звезды, восьмерки (лемнискаты) – четкие, с какой-то особой ритмичностью и с незначительными вариациями. Увы, подобные «отпускные эксперименты» невозможно было воспроизвести дома… Однажды, зная об увлечении моего мужа Японией, нам подарили один из мини-садов дзен. Это был маленький черный лоток (не больше листа бумаги 8,511 см), заполненный очень мелким и мягким песком. В комплект также входили несколько камешков и маленькие деревянные грабельки.

    В Японии мастера дзен-буддизма всегда использовали песок для выражения философских идей. Японцы рассматривают песок как символ течения жизни. Песок обычно ассоциируется с водой: причудливая последовательность мелких и крупных завитков, остающихся на песке, если провести по нему граблями, напоминает игру ветра и волн.

    Рисовать на песке можно как разные линии (строгие прямые, круглые, волнистые и спиральные…), так и традиционные орнаменты.

    Они олицетворяют пространство, движение и гармонию. Эти сады, за которыми ухаживают монахи — дзен-буддисты, предназначены исключительно для созерцания. По заведенному порядку узоры обновляют каждые шесть-семь дней. В древности подобные изображения были частью ритуалов очищения, но сегодня они выполняют в основном эстетическую функцию. Камни и минимальное количество растений создают на песке причудливые абстрактные ландшафты.

    Сады дзен – это места для проведения медитаций в соответствующей созерцанию обстановке.

    По сравнению с реальными японскими садами дзен наш маленький садик мог показаться убогим, но мы почему-то все время оставляли его на столе. В результате мы сами или наши гости постоянно изменяли узоры на песке. Я обратила внимание, что садик особенно привлекал детей. И даже самые активные из них, водя по поверхности песка пальцем или грабельками, полностью сосредоточивались на происходящих изменениях. Воодушевившись этими наблюдениями, я принесла песчаный садик к себе в детскую студию – и там увидела точно такую же картину. А после того, как самые старшие ребята начали сооружать свои собственные садики, я включила занятия с песком в свою педагогическую и физиотерапевтическую деятельность.

    Сначала я сделала небольшой лоток (5070 см), а со временем добавила в комплект различные деревянные фигурки и другие игровые элементы.

    Я обнаружила, что дети, которым с трудом давалось написание букв, осваивали письмо гораздо легче, рисуя пальцем на мягком песке. При этом очень помогало рисование основных геометрических фигур: прямых и кривых линий, прямоугольников, треугольников, кругов и спиралей.

    Лоток с песком занял важное место в моих занятиях как с детьми дошкольного возраста, так и со школьниками, а также в физиотерапевтических сеансах для детей с ограниченными возможностями (в частности, с испытывающими затруднения в общении и с нарушенной координацией движений). Профессиональные физиотерапевты также используют в своей практике рисование фигур в песочнице.

    Известно, что теплые песчаные ванны оказывают исцеляющее действие на больных людей, и любой врач может это подтвердить. В индийской медицине лечение песчаными ваннами сочетают с «магическими» приемами, включающими рисование на песке различных изображений и символов. Народные орнаменты, изображения богов, животных и растений создают из разноцветного песка, насыпая его тоненькой струйкой.

    А на рассвете следующего дня все эти картинки сдувает ветер. Одна из моих студенток, молодая учительница из Индии, рассказывала, что у нее в семье принято создавать такие символические изображения перед всеми дверьми в доме, насыпая рисовую муку. Девушка нарисовала в лотке с песком некоторые из традиционных символов, и я была очарована их изяществом и красотой. Кстати, еще во времена античности ученые производили свои вычисления на песке, насыпанном в плоские ящики.

    Многое о психологической значимости игр с песком я узнала из книг Рут Амман (Ruth Amman. “Healing Pictures of the Soul” — «Изображения, исцеляющие душу») и Доры М. Рейфф (Dore M. Raiff. (“The Sand Game” – «Игра с песком»). Используя опыт рисования фигур, практикуемый в вальдорфских школах, я приступила к экспериментам с основными геометрическими фигурами. Выражаю благодарность Сабине Заха (Sabine Zaha) и Ингеборг Нейтцель (Ingeborg Neitzel) за их ценные советы, касающиеся рисования фигур.

    Я начала работать с тактильными досками, разработанными мною на основе знаний о сенсорном развитии в духе идей Марии Монтессори.

    Из педагогики Монтессори я также вынесла убеждение, что во время свободных занятий дети всегда должны иметь под рукой изучаемые материалы. Исходя из этих соображений я установила в своей детской студии лотки с песком, доступные любому ребенку наряду с другими материалами (бумагой, красками, глиной, древесиной и т.п.). От своего мужа Рудольфа Зейца (Rudolf Seitz) я получила ценные сведения о способах общения посредством символов, а моя дочь Франциска каждый день изображала для меня картинки и фигуры.

    Разрабатывать методику формирования графомоторных навыков с помощью рисования фигур я смогла начать только благодаря энтузиазму и преданности моих учеников. Приношу благодарность Кристе ПилгерФейлер (Christa Pilger-Feiler) и Лотару Шиффлеру (Lothar Schifer) за их фантастические фотографии. И, конечно же, огромное спасибо за терпеливую помощь Тео Розендорферу (Theo Rosendorfer), который научил меня тому, как перенести рукопись в компьютер, ибо без этого моя «база данных» по песочницам не была бы столь обширной!

    Также я хотела бы выразить особую благодарность Ульрике ХеншкеМайер (Ulrike Henschke-Mayer), представляющей компанию Dusyma.

    Начиная с 1995 года трудами работников компании Dusyma было реализовано множество творческих идей, что наглядно демонстрирует перечень ее продукции.

    Мариелла Зейц, Мюнхен, январь 2006 года

    –  –  –

    Р ебенок включается в игру с песком всем своим существом – эмоционально, психически, физически. При этом создаются благоприятные условия для проявления у детей концентрации внимания, любознательности, увлеченности, а также для релаксации. Активируются мыслительные и эмоциональные резервы, что выражается в физических формах, создаваемых руками. Знаменитый Песталоцци описывал воспитание детей как процесс, в котором необходимо объединить голову, руки и сердце.

    Песок мягок, податлив, способен слипаться, что придает ему исключительные лечебные свойства. Создание мысленных образов, работа руками и получение удовольствия – все это в совокупности и лежит в основе лечебного эффекта, создаваемого графомоторными занятиями с песком.

    В вальдорфских школах дети учатся тому, как нарисовать различные фигуры: каждую придуманную фигуру следует очертить в воздухе или на полу при помощи рук и ног. Это хороший способ для того, чтобы дети освоились с фигурами, используя свои чувства и моторную (или двигательную) память. Но очерчиваемых в воздухе или на полу фигур не может увидеть ни сам ребенок, ни учитель – детям же необходим видимый, конкретный результат их деятельности.

    И поэтому учителя вальдорфских школ рисуют фигуры мелом на доске, а ученики перерисовывают их в тетради после воображаемого очерчивания, описанного выше.

    Почему в качестве материала мы использовали песок, а не глину, например? Глине можно придавать любые формы, сжимая, раскатывая или вытягивая ее. На глине можно делать засечки ногтем или палочкой. Но после высыхания мягкая и пластичная глина становится твердой и неподатливой, а после обжига в печи она и вовсе превращается в камень.

    Песок состоит из древних горных пород, измельченных за многие годы в результате подвижек земной коры, под воздействием ветра и воды.

    Формирование этих пород давно завершилось, и камень уже не станет жидким. Песок же мягок и может «течь», поэтому он напоминает скорее воду, чем твердое вещество. Во время игр с мягким сухим песком тот принимает видимые формы, похожие на те, которые возникают на поверхности воды. А если легонько подуть на песок, можно представить, что мы попали в пустыню. Бесконечность, тишина… Безграничные песчаные пляжи располагают к успокоению и восстановлению сил. Разнообразные фигуры появляются на песке, а затем снова исчезают. Когда ты возишься в песке, то испытываешь приятное чувство спокойствия и умиротворения.

    Работа с глиной требует физических усилий: глину нужно месить, отбивать (чтобы удалить воздушные пузыри) и раскатывать. Все это важно для развития детей, однако, помимо физической нагрузки, им для самовыражения необходимо использовать все свои чувства. Мягкий и приятно холодящий песок слипается в руках. Но песок также может быть и теплым, и даже очень горячим. Только представьте себе, как может нагреться песок на пляже за целый день. Если выставить лоток с песком, например, на подоконник, то дети смогут почувствовать, как солнце нагревает песчинки. Некоторым нравится теплый песок, другие предпочитают прохладный.

    Во время многих физиотерапевтических сеансов я использовала нагревание и охлаждение песка в качестве сенсорного стимулятора. Беспокойные дети, замкнутые и стеснительные, положительно реагируют на теплый песок. Они становятся более расслабленными, раскованными и естественными. А гиперактивным, инициативным и раздражительным ребятишкам, как правило, нужен прохладный песок. Он помогает детям сконцентрироваться, охлаждая и расслабляя их.

    Насыпьте песок в стеклянную, металлическую или керамическую миску непосредственно перед началом физиотерапевтического сеанса.

    Поместите ее на короткое время в морозилку, в холодильник, в духовку или на батарею отопления – в зависимости от того, какой результат вам нужен. Температура песка изменится очень быстро. Играя в холодном или в теплом песке, дети ощутят изменение температуры руками.

    При этом, кроме стимуляции осязания, проявляется и лечебный физиотерапевтический эффект. Игра в песке доставляет удовольствие, как от ласковых прикосновений Когда дети знают основные геометрические фигуры, то начинают рисовать их на песке (если, конечно, внешние факторы не слишком их отвлекают). Это также можно увидеть на примере составления сложной формы – мандалы. Рисование на песке связывает знакомые фигуры с ощущением получаемого удовольствия. При этом создаются благоприятные условия для максимальной релаксации. Хотя рисунки на песке очень эстетичны и способны заинтересовать детей, их, конечно, нельзя отнести к числу долго хранящихся изображений. Разровняв песок руками или дощечкой, вы получите поверхность, снова пригодную для рисования на ней. В данном случае результат (то есть рисунок) не является целью – цель заключается в самом процессе творчества. В подтверждение могу сказать, что при помощи песка дети самовыражаются намного эффективнее, чем при использовании карандаша и бумаги.

    Рисование фигур на песке является оптимальной методикой и при обучении письму. Играя в песке, дети проявляют уверенность и любознательность. Лоток с ровным песком привлекает их гораздо сильнее, чем чистый лист бумаги. Нетронутая поверхность песка побуждает ребенка к свободному и нестандартному творчеству.

    УВЛЕКАТЕЛЬНЫЕ УПРАЖНЕНИЯ

    П ервым делом я предложила детям воплотить в песке свои идеи теми способами, которые им больше нравятся. И только после того, как это было сделано, я дала им конкретные задания и предложила фигуры для рисования, описанные ниже в настоящей главе.

    Песок можно разравнивать как ладонями, так и пальцами. Руки могут работать и как бульдозер, разгребая песок вокруг. Пальцами можно проделывать отверстия в песке или рисовать на нем. Дети очень хорошо расслабляются, пропуская песок между пальцами.

    Также дети могут свернуть из бумаги воронку и насыпать через нее песок, создавая таким образом различные фигуры. Интерес к экспериментированию может пробудить и просеивание песка через различные сита, мелкие и крупные. Дети могут своими руками смастерить сита из картона, например проковыряв гвоздем дырки в коробке из-под обуви. Отверстия лучше располагать не хаотично, а в определенном порядке: в виде круга, звезды, спирали либо комбинации из этих или других фигур. Если взять мелкий песок, то сначала его поверхность сначала будет ровной, но когда песок начинает сыпаться через отверстия, то в коробке-сите и в лотке под ней, как по волшебству, возникают различные формы, напоминающие горы и долины.

    Игры с таким ситом, действующим наподобие песочных часов, очень успокаивают.

    Подвешенный над лотком маятник, качаясь, оставляет на поверхности песка линии, отмечающие его колебания. Замечательно интересные следы на песке можно оставить при помощи грабелек и палочек. Но лучше всего рисовать на песке пальцами!

    Чтобы заинтересовать детей, компания Dusyma предлагает лотки с прозрачным дном из небьющегося стекла, что позволяет использовать при рисовании на песке разноцветную бумагу: ее подкладывают снизу, и нарисованные фигуры вдруг становятся разноцветными, красиво выделяясь на фоне светлого песка. Перфорированный картон тоже служит прекрасным дополнением к лотку с песком. Все это дает интересные и красивые эффекты на песке. А подложив под песок голографическую пленку, можно создавать «волшебные» картинки.

    –  –  –

    не следует использовать металлические предмет, так как они могут поцарапать прозрачное дно лотка!) А это полезное упражнение служит для тренировки координации («глаз – рука»), а также для концентрации внимания. Ребенок держит песочный карандаш (той рукой, которой обычно пишет) над лотком и рисует им фигуры. Чем выше находится карандаш над лотком, тем более размытыми получаются изображения. Чем ниже ребенок опускает карандаш, тем четче будут линии. С помощью карандаша можно нарисовать чудесные картинки. Всем детям очень нравятся такие занятия.

    В лотке с песком можно воздвигать горы и создавать озера (подкладывая вниз синюю бумагу), можно украшать «торты», а можно писать чьи-нибудь имена.

    Возможно все!

    Чтобы «отключить» карандаш, нужно прервать струйку песка, закрыв отверстие другой рукой.

    При помощи формочек можно получать красивые орнаменты. Дети готовы заниматься этим снова и снова. Они внимательно смотрят, как мелкий песок вытекает из формочки. Песчинки падают сквозь отверстия, и под ними в лотке появляются горки (как в песочных часах), из которых складывается орнамент.

    А в самой формочке при этом образуются маленькие кратеры.

    Для игры в песочнице предусмотрен даже разноцветный песок. Но, конечно, песок можно окрасить и самостоятельно (этот процесс подробно описан в следующей главе). Дополнительно к набору можно приобрести песок изумительного аквамаринового цвета. Очень важно, что весь этот песок, предназначенный для игр маленьких детей, совершенно нетоксичен и не окрашивает детские руки.

    Еще больше форм на песке можно создать при помощи специальных валиков в форме прозрачных цилиндров. Перед тем как использовать валики, необходимо тщательно разровнять песок. Если прокатить такой валик по песку, то отверстия, проделанные в его стенках, оставляют интересные следы, напоминающие гирлянды песчаных бус.

    ПОЧЕМУ ИМЕННО ЛОТОК С ПЕСКОМ?

    Б езусловно, многие из описанных мной упражнений можно выполнить и в обычной песочнице. В некоторых случаях это даже удобнее: там помещается гораздо больше песка, песочница глубже лотка и ее поверхность значительно шире. Это имеет важное преимущество при работе с объемными трехмерными формами, например при прокладывании тоннелей, каналов, строительстве плотин, мостов и замков и т.п.

    Графомоторные занятия и рисование фигур в лотке с песком коренным образом отличаются от игр в песочнице и имеют совсем иной смысл.

    Дело в том, что ограниченность поверхности (примерно 5070 см) многим детям дает ощущение безопасности, создает благоприятную атмосферу для их творчества.

    Лоток для песка сделан прямоугольным не случайно: подобная форма воздействует на наше сознание совершенно иначе, чем квадрат или круг.

    Если квадрат или круг вызывают умиротворение и сосредоточенность, то прямоугольник более динамичен. Ребенок имеет возможность выбирать любой формат будущего рисунка (горизонтальный или вертикальный), ему легче определить центр композиции. Кроме того, прямоугольная форма лотка лучше, чем квадратная, подходит для создания симметричных песке фигур (подробнее мы поговорим об этом в главе «Упражнения для развития чувства симметрии»).

    Руководствуясь моими рекомендациями, компания Dusyma разрабатывает и производит прекрасные лотки для песка. Изделия отличаются великолепным качеством, для их переноски предусмотрены две надежные ручки. Прозрачное дно из небьющегося стекла позволяет детям использовать в качестве фона разноцветную или блестящую бумагу и картон. В комплект дополнительно входят деревянные грабельки двух различных типов и специальный каток () для выравнивания поверхности песка.

    Играя в песочнице, ребенок, как правило, стоит на коленях или сидит на корточках. В лотке, изготовленном компанией Dusyma, дети могут играть стоя, поскольку его можно поставить на стол. При этом ребенок, создавая что-либо, в буквальном смысле имеет твердую опору под ногами и может ходить вокруг лотка либо оставаться на одном месте. Дети могут подходить к лотку в любой момент, когда им этого захочется, в то время как играть в песочнице можно лишь в теплое время года, да и то при хорошей погоде. Чтобы песок не рассыпался вокруг, я кладу под стол, на котором стоит лоток, большое полотенце. Если в разгар игры песок пересыплется через края лотка, то его прямо с полотенца можно вытряхнуть обратно в лоток.

    Очень полезное занятие с детьми – подбор песка различных цветов. Например, черный песок делает рисунки ярче при использовании цветного фона. Окрасить природный песок в различные цвета можно и в домашних условиях – красителями для ткани. Для этого насыпьте песок в глубокий контейнер примерно до половины. Доверху наполните контейнер водой, тщательно перемешайте содержимое палочкой, подождите, пока песок не осядет, и слейте грязную воду. Приготовьте краситель для ткани в соответствии с инструкцией к нему, уменьшив требуемое количество воды в два раза. (В зависимости от концентрации красителя песок будет окрашен ярко или бледно, также можно смешивать различные цвета.)Налейте готовый раствор красителя в пластмассовую ванночку и поместите туда влажный песок так, чтобы он был полностью покрыт красителем. Эта смесь должна постоять не менее получаса, чтобы песчинки впитали достаточно краски, после чего слейте краситель через очень мелкое сито. Высушить песок можно на солнце или в духовке с открытой дверцей при самой низкой температуре.

    СОВЕТЫ ПО ОРГАНИЗАЦИИ ЗАНЯТИЙ

    Ч тобы избежать неразберихи вокруг лотка, нужно предварительно обсудить с детьми порядок работы и установить для них несколько правил. Тут нет никаких «законодательных норм», но желательно соблюдение ряда общих рекомендаций. В любом случае нужно учитывать количество детей в группе, размер и планировку рабочего помещения, наличие персонала и, естественно, характер игрового поведения детей.

    В детском саду лоток с песком должен постоянно находиться в специально отведенном для него месте.

    Итак, некоторые рекомендации:

    • Желательно, чтобы дети работали стоя – так у них будет больше свободы движений.

    • Не помещайте лоток в углу комнаты. К лотку должен быть обеспечен свободный доступ со всех сторон: только в этом случае дети смогут по желанию выбирать формат будущего изображения (горизонтальный или вертикальный).

    • Лоток с песком следует установить на большом и прочном столе, высота которого должна обеспечивать комфортные условия для работы детей. При этом столешница должна быть значительно больше лотка, чтобы на ней можно было свободно разместить вспомогательные материалы и организовать места для занятий с песком.

    • В идеале следовало бы выделить для лотка с песком отдельный стол, А еще лучше – стол, разработанный компанией Dusyma. Специальная конструкция столешницы не позволяет лотку соскальзывать с ее поверхности. Вспомогательные материалы можно удобно разместить рядом. Хорошо бы рядом с большим столом расположить маленький столик, чтобы работать с тактильными досками или с набором для рисования мандалы.

    • Материалы, которые в данный момент не используются, лучше убирать в специальный ящик.

    • Все принадлежности для занятий следует размещать в маленьких корзиночках или ящичках на уровне глаз ребенка.

    • Детям будет удобнее работать, если в их распоряжении имеется стойка, предназначенная для хранения вспомогательных материалов: цветной бумаги, гофрированного картона, голографической пленки, которые можно использовать в качестве фона для фигур, нарисованных на песке.

    • С детьми полезно устраивать своего рода «мозговые штурмы», во время которых можно обсуждать, например, какие еще материалы подойдут для игр и рисования в лотке.

    • Следует запретить использование предметов и материалов, которые могут поцарапать стеклянное дно лотка.

    • Необходимо категорически запретить детям бросаться песком. Если это все-таки случится, взрослые, проводящие занятия, должны немедленно вмешаться.

    • Даже если дети работают очень аккуратно, песок может просыпаться на стол или на пол. В таких случаях дети должны самостоятельно подмести пол веником и собрать песок в совок для мусора.

    • Хорошо бы подстелить под лоток с песком большое полотенце (однотонное, без всяких орнаментов и картинок). В конце рабочего дня полотенце можно вытряхнуть или сменить.

    • Песок время от времени следует очищать. Полезно, чтобы дети делали это самостоятельно, просеивая песок через самое мелкое сито: все загрязнения останутся в нем.

    • Требуйте, чтобы перед началом занятий с песком дети мыли руки – таковы гигиенические нормы.

    • Периодически лоток нужно пополнять песком. Такой песок (кварцевый мелкозернистый) можно заказать и приобрести у компании Dusyma.

    • Дети способны многому научиться, играя в лотке с песком, и это зависит от характера их игрового и рабочего поведения. Одни дети могут работать самостоятельно и спокойно, другим нравится начинать что-то, но они не любят заканчивать работу. Иногда детям нравится работать вместе, например, выполняя какие-либо задания. Некоторые любят при составлении мандалы вносить в нее свои изменения, несмотря на то, что это является результатом коллективного творчества. Поэтому предварительно необходимо продумать задание и заранее обсудить его с детьми. Выполнение заданий совместно с партнером (особенно с педагогом) приносит большую пользу и нравится многим детям.

    • Следует учесть, что свободный доступ к лотку с песком для проведения занятий в детском саду зависит от правил, установленных в этом учреждении.

    • После занятий лоток рекомендуется закрывать специальной крышкой. Крышка надежно фиксируется на лотке, и его можно переносить за ручку, как чемодан, не боясь, что песок просыплется. Это очень удобно для физиотерапевтов, которые работают в различных местах и предпочитают всегда иметь свой инструментарий под рукой.

    РИСУЕМ ФИГУРЫ — ФОРМИРУЕМ ГРАФОМОТОРНЫЕ НАВЫКИ

    Д о сих пор мы говорили в основном о свободных игровых упражнениях. Но детям интересно рисовать на песке и конкретные, заданные педагогом фигуры.

    Известно, что человек использует для графического выражения своего восприятия окружающего мира так называемые первичные формы (архетипы) – это прямые и кривые линии, основные геометрические фигуры: круги, прямоугольники, квадраты, треугольники, кресты, спирали, звезды, солнце, восьмерки (лемнискаты)… Компания Dusyma производит и поставляет тактильные доски, соответствующие упомянутым первичным формам.

    Эти тактильные доски разработаны мною на основе обширного опыта, приобретенного в детской художественной студии, а также при изучении педагогических методик школ Вальдорфа и Монтессори. Прикасаясь к тактильной доске чувствительными кончиками пальцев, дети с закрытыми глазами могут определить, какая там представлена фигура. Потом эту фигуру они могут самостоятельно воспроизвести на песке.

    Шести-семилетние дети еще не в состоянии идентифицировать эти фигуры как основные геометрические формы, но они воспринимают их как конкретные объекты. Например, круг для них – это солнце, треугольник – крыша и т.д. Дети постарше могут сказать, что «круг напоминает солнце». Ребенок еще не может воспринимать эти фигуры в отрыве от материального мира, непосредственно его окружающего, и распознать их осязательно.

    Осмысление фигур требует от ребенка не только осязательного восприятия, но и выработки ощущения движения и самодвижения. Это означает, что ребенок, прикасаясь к различным формам, как бы включает в это движение все свое тело, например если руки исследуют какую-либо форму. Когда мы смотрим на какую-то фигуру, то чувствуем, что наши глаза двигаются: мы «сканируем» формы глазами и при этом реконструируем их посредством наших чувств (видимо, мозга, а не чувств?).

    Постепенно у ребенка развивается «осознание форм». Ребенок старше четырех лет уже начинает сравнивать различные фигуры и постепенно формирует для себя понятие «абстрактной формы». До этого дети воспринимают изображения фигур только в их связи с окружающим миром: круг напоминает им мяч, солнце или шарик, прямоугольник – шкаф, комнату или книгу.… Пока идет этот процесс, ребенок полностью находится во власти своих сенсорных впечатлений. Накапливая жизненный опыт и осваивая навыки мелкой моторики, маленький ребенок начинает конструировать основные формы, но запоминает он их пока как картинки. Становясь старше, дети открывают для себя абстрактные формы.

    В психологии хорошо известен «принцип гештальта». Он гласит, в частности, что последовательность точек на воображаемой окружности воспринимается как круг. Ребенок развивает «способность чувственного формообразования», которое заключается не только в осмыслении геометрических фигур, но и в развитии воображения. Образы, которые ребенок запомнил, затем развиваются в его воображении.

    Способность к самостоятельному чувственному формообразованию конкретно проявляется у детей пяти-семи лет и постепенно становится частью самосознания ребенка. Следует шаг за шагом стимулировать его (ребенка или самосознание ребенка?) посредством придумывания им простых форм и изменения их. Ребенок быстро улавливает законы форм через свои ощущения, начинает понимать их, опираясь на конкретный опыт, и впоследствии может их абстрагировать. Так протекают логические этапы развития абстрактного мышления и конструирования форм у ребенка.

    Процесс осмысления основных форм не должен быть скучным и утомительным для детей. Так, окружность можно наглядно представить на примере составленных кругом стульев или на примере мяча, круглого цветка, солнца, луны, миски и т.п. Размер всех форм должен быть как можно большим, но укладываться в полную амплитуду размаха рук ребенка. Также рекомендуется, чтобы дети ходили по комнате, воспроизводя фигуры. Фигуры на полу можно обозначать ленточками или веревкой, чтобы дети нащупывали их босыми ногами. Хождение по кругу дает телу совершенно иной опыт, чем хождение по квадрату или по спирали, двигаясь к центру.

    В лотке с песком дети могут распознавать фигуры посредством тактильной стимуляции кончиков пальцев, движений кистей и рук, с помощью зрения и через ощущение самодвижения.

    «ПРАВО» И «ЛЕВО» РЕБЕНКА Е ще с 1836 года известно, что левое и правое полушария мозга выполняют различные функции, но лишь несколько лет назад это перестало быть предметом интереса одних только неврологов. Был установлен медицинский факт, что пациенты с поврежденной правой лобной долей утрачивают способности к пению. Таким образом, отклонения в развитии или повреждение одного полушария мозга приводит к изменению способностей человека в восприятии и выражении.

    В педагогике сравнительно недавно осознали важность этого явления.

    Вся кинезиология (учение о мышечных движениях) основана на функциях и латеральности (асимметрии) двух полушарий мозга.

    Сегодня нам хорошо известно, что левое полушарие мозга ответственно за речь, логическое линейное и абстрактное мышление. Чувства и эмоции, как и холистическое восприятие, сосредоточены в правом, «творческом»

    полушарии мозга (см. таблицу ниже). И только при согласованной работе обоих полушарий человек может воспринимать окружающий мир ясно и полно и находить соответствующие способы самовыражения.

    Подобную двойственность можно обнаружить в религиозных, философских и психологических трудах, которые предшествовали открытию медициной распределения функций полушарий головного мозга.

    Так, Карл Густав Юнг (Carl Gustav Jung) говорит об «анимусе» (аnimus – дух) и «аниме» (аnima – душа) человека. В восточной философии существует понятие начал «инь» (yin) и «янь» (yang). Ребенок (и мальчик, и девочка) учится тому, как развивать оба полушария своего мозга, и соответствующие жизненные органы, а также как выражать себя с их помощью. Существует два основных способа восприятия: интеллектуально-логический и эмоционально-целостный, которые приводят в действие процессы получения телом сенсорных ощущений и активируют силы интеллекта. Оба эти аспекта существуют и развиваются в ребенке, но нуждаются в стимулировании и требуют своего выражения.

    По собственному опыту нам хорошо известно, что наша западная культура отдает чрезмерное предпочтение мужскому началу и недооценивает женское начало. Это отражается и в языке: «быть правым» – это явно положительное определение, «впадать в левизну» – безусловно Межполушарная локализация психических свойств и функций (левое полушарие)

    –  –  –

    сипедах. Дети попеременно скачут то на одной ноге, то на другой.

    Становясь постарше, примерно в школьном возрасте, они переходят к играм с более сложными движениями: прыжки через скакалку, в «веревочку», игру в классики.

    И в рисовании происходит нечто подобное: «период каракулей» заканчивается и в рисунках детей появляются основные геометрические фигуры. Лист бумаги разделяется прямой линией, идущей от края до края, или линии накладываются, образуя так называемый простейший крест.

    Верх и низ листа тоже определены. Ребенок придумывает, называет, осознаёт и использует понятия «верх», «низ», «право», «лево», «перед», «за».

    Все это не только проявляется посредством видимых движений ребенка и отражается в его рисунках, но и находится в непосредственной связи с возможностями и функциями его мозга.

    Во время ритмической части уроков в вальдорфских школах ученики начальных классов вместе с учителем каждое утро читают следующие стихи, сопровождая их соответствующими движениями рук:

    –  –  –

    Здесь уместно привести одну цитату: «Как только большинство детей научится без труда различать, где право, а где лево, следует дополнительное задание. Учитель просит учеников положить: правую руку – на левое плечо, правую руку – на левое ухо, левую руку – на левое плечо, левую руку – на правое колено, левую руку – сзади на правый локоть» и так далее. Учитель принимает участие во всех этих упражнениях, зеркально отображая эти движения до тех пор, пока дети полностью не освоятся с ними». (Erica Duhnfort / Ernst Michael Kranich. “Der Anfangsunterricht im Schreiben und Lesen“ – Эрика Дунфорт, Эрнст Михаэль Краних, Обучение письму и чтению).

    Рисование фигур на песке является оптимальной методикой обучения письму. Дети уверенно и с интересом играют в песке.

    Для них лоток с выровненным песком гораздо привлекательнее для рисования фигур, чем чистый лист бумаги. К тому же гладкая поверхность песка просто побуждает к нестандартному творчеству.

    МИР СИМВОЛОВ В ДЕТСКОМ РИСУНКЕ (Рудольф Зайтц)

    Л юбого ребенка (впрочем, как и взрослых, наблюдающих за ним) очень впечатляет, когда выясняется, что предмет, который он держит в руке, может оставлять за собой следы, если провести им по какой-либо поверхности. Это может быть и кусочек мела (им можно рисовать на тротуаре или аллее в парке), и карандаш, и гвоздь (если им царапать стену), и даже палец или палочка (которые оставляют на песке замечательные следы) – в любом случае все это вызывает восторг. Дети удивляются, радуются, хлопают в ладоши, приплясывают и стараются проделать это снова и снова. Без сомнения, след был оставлен! Для многих детей такая отметина является конкретным объектом, и мне доводилось наблюдать, как дети пытались ухватить такой след и засунуть его в рот, словно это макаронина.

    Первичные движения, оставляющие следы, появляются в результате развития общей моторики. Плечо представляет собой центр вращательных движений, которые затем часто выглядят как наматывание ниток на клубок. Здесь можно говорить об образе «протомяча» в сознании ребенка. Позднее центром вращения становится локоть, появляются зигзагообразные движения. И только со временем ребенок начинает контролировать запястье и пальцы. После этого ребенок способен изобразить более-менее разборчивые каракули, но в основном все его движения при рисовании остаются хаотичными.

    Попытка ребенка нарисовать замкнутый круг – ключевой момент начала развития языка символов. Этот процесс требует максимальной концентрации. Нарисованное ребенком корявое подобие круга является «протокругом». Ребенок создал форму, которую нужно наполнить содержанием; ему кажется, что «в ней что-то есть». Подобным образом рассматривается и процарапывание зигзагов.

    Манипулирование линиями рано или поздно приводит к тому, что две из них пересекутся. Две накладывающиеся друг на друга линии образуют «протокрест». Прямой угол воплощает максимально возможное различие направлений; линии взаимно отодвигаются друг от друга. Таким образом, ребенок самостоятельно создал символическую форму для деления.

    Вскоре ребенок сможет рассказывать свои истории, используя эти два символа: крест и круг. Дети рисуют не то, что видят, а то, что знают и ощущают. Поэтому не стоит ожидать от ребенка, чтобы он что-то изображал реалистически. Образы развития меняются и совершенствуются по мере развития сознания ребенка, и это требует правильной оценки.

    Такое развитие можно наблюдать у каждого ребенка. Поскольку само существование мира символов зависит и от восприятия, и от интеллекта ребенка, то изображенное также считается реальным. Данную концепцию часто называют «интеллектуальным реализмом» ребенка. Усовершенствование языка изображений позднее приводит к «визуальному реализму», то есть к реализму, который определяется визуальным восприятием окружающего мира и, как правило, появляется в подростковом возрасте.

    А дальше ребенок начинает совершенствовать самые разнообразные способы описания своего мира фантазий, восприятий, желаний и сновидений.

    Примечательно то, что все дети на Земле, независимо от национальности, языка и окружающей обстановки, практически одинаково начинают рисовать, осваивать язык символов, и использовать основные геометрические фигуры в качестве символов для познавания мира, в который они входят. Для объяснения этого феномена было создано множество теорий. Одна из них утверждает, что язык символов изначально заложен в мозг каждого человека, что это «эндогенная модель образов», которые выражаются при необходимости, то есть отображаются снаружи, извне.

    Любой, кто внимательно приглядится к этим символам, увидит, что они являются объектом культурного наследия:

    Pages:   |

    1

    | 2 | 3 |
    Источник: http://os.x-pdf.ru/20yuridicheskie/789493-1-pishem-risuem-peske-int-posvyaschaetsya-andrea-franci-lukasu-nikola.php


    Поделись с друзьями



    Рекомендуем посмотреть ещё:


    Закрыть ... [X]

    Текст песни Оригами - нарисовал на песке перевод, слова песни, видео, клип Поделки своими руками детский сад фото видео

    Рисовать на песке перевод Рисовать на песке перевод Рисовать на песке перевод Рисовать на песке перевод Рисовать на песке перевод Рисовать на песке перевод Рисовать на песке перевод Рисовать на песке перевод Рисовать на песке перевод

    ШОКИРУЮЩИЕ НОВОСТИ